Мы...

  Профилактика

  Библиотека

  Обучение

  Как прекрасен этот мир

  Справка

 

 ФОНД "СПП" ОП ННЦН МЗ РФ

  Что происходит с профилактикой зависимости от наркотиков и других ПАВ сегодня                            

 

В настоящее время проблема злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи в России чрезвычайно остра и продолжает актуализироваться. Различные государственные и негосударственные структуры и ведомства страны предпринимают шаги по ее преодолению.

Ситуация в области профилактики наркоманий изменилась за последние три года. Из состояния декларативного признания необходимости профилактической активности общество переходит к  позиции активных действий. Разрабатываются основные стратегические подходы и научно-исследовательская база. Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, акции и т.д. В настоящее время мы можем констатировать факт, что внимание общества, наконец, центрировалось на проблеме.

Проведенные научные исследования в области профилактики позволили разработать методологические основы первичной, вторичной и третичной профилактики наркоманий и алкоголизма. Определены факторы риска, способствующие началу наркотизации, а также факторы, обеспечивающие устойчивость личности. Сформулированы  задачи профилактической деятельности, основные направления и организационные основы построения профилактических программ, разработана система технологий профилактики. В области первичной, вторичной и третичной профилактики выделены как медико-психологические (психотерапевтические), так  социальные и педагогические технологии.

Медико-психологические технологии предусматривают систему действий специалистов, направленную на развитие адаптивной личности, способной эффективно развиваться, преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социальные же и педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, созданием мотивации на здоровый образ жизни и, что особенно важно, формированием социально-поддерживающей системы  (обучение родителей, учителей, сверстников поддерживающему поведению, создание благоприятного климата в этих микросоциальных системах).

На основе теоретических исследований разработаны профилактические программы для детей, подростков и молодежи различных возрастов; для родителей, учителей, сверстников, которые апробируются и внедряются в школах и медико-психологических центрах различных городов и областях России. Наиболее полно комплекс программ представлен и апробируется на  модельных площадках, где они функционируют в течение ряда лет, и определяется их эффективность.

Одним из наиболее важных направлений профилактической деятельности  является подготовка специалистов в области профилактики из числа врачей, психологов, педагогов, социальных работников, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, волонтеров из молодежной среды. Помимо системных семинаров-тренингов, реализуются  научно-практические модельные проекты по созданию системы профилактики в конкретных  городах и регионах. Они предусматривают многоступенчатую подготовку представителей администрации, педагогов, специалистов, волонтеров, лидеров молодежи, создание координационных центров, стимулирование  собственной профилактической активности.

В связи с мультидисциплинарным характером проблемы профилактики широко развивается межведомственная активность как в плане участия в различных исследовательских  проектах, практической реализации научных исследований, так и в решении вопросов развития системы профилактики в России. Функционирует межведомственный экспертный совет по проблемам профилактики, созданный при Министерстве образования России.  

В настоящее время профилактика наркоманий в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки  информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий и является системой научных знаний.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории населения и молодежи выделяются следующие стратегии деятельности:

1.Профилактика, основанная на работе в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в школьные учебные программы.

2.Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях.

3.Профилактика, основанная на работе с семьей.

4.Профилактика в организованных общественных группах молодежи.

5.Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах – на территориях, улицах, с безнадзорными и беспризорными детьми.

6.Подготовка специалистов в области профилактики.

7.Проведение общественных мероприятий и акций против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.).

Однако было бы ошибочным утверждать, что главные задачи профилактики наркоманий среди детей, подростков и молодежи решены.

Существуют серьезные проблемы, без решения которых профилактика в масштабах страны не может быть действенной и эффективной.

Одной из основных проблем является то, что действия в области профилактики наркоманий не носят системного и повсеместного характера. Многие профилактические программы, разрабатываемые в различных регионах России, являются не достаточно профессиональными и реализуются лицами, не имеющими специальной подготовки и соответствующего образования. Ситуация усугубляется тем, что в России отсутствуют образовательные учреждения по подготовке специалистов в области профилактики зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ. На фоне глобального характера проблемы в стране недостаточно специалистов, занятых междисциплинарными и адекватными современным требованиям науки и практики исследованиями, способных разрабатывать и внедрять обучающие программы, а также проводить квалифицированную подготовку кадров в области профилактики. Все это девальвирует деятельность, направленную на сокращение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества среди молодежи России.

В настоящее время в профилактическую активность включаются многочисленные общественные организации, деятельность которых следует поддерживать. Однако необходимо отметить, что в своем большинстве их работа носит стихийный, недостаточно квалифицированный и односторонний характер. Необходимо предпринять усилия по упорядочиванию деятельности этих организаций, подготовке специалистов, работающих в них, координированию деятельности государственных и общественных структур.  

Важнейший вопрос об участии средств массовой информации в профилактике наркоманий среди молодежи фактически не решен.  Периодические выступления специалистов в печати и на радио, единичные и непрофессиональные с точки зрения профилактики антинаркотические программы на телевидении, не могут заменить регулярной и научно обоснованной работы средств массовой информации в этом направлении.

Должны быть продолжены и научные исследования в области профилактики. Необходима разработка общетеоретических и  специальных ее аспектов: исследование роли семьи и образовательных учреждений в профилактике употребления наркотиков; причин формирования группы риска и разработка соответствующих профилактических и терапевтических программ. Необходимо продолжить разработку  и апробацию программ для школьников различных возрастных групп, безнадзорных и бездомных детей, разработать методологию и методы обучения различных категорий специалистов в области профилактики наркоманий.

Возникают вопросы: Что же делать дальше, как действовать, чтобы наша отечественная профилактика все же состоялась, а не превратилась в ряд формальных мер и призывов, чтобы поколения наших детей и детей наших детей в последующем были защищены от угрозы наркотизации, суицидов, саморазрушения и разрушительной агрессивности, психосоматических болезней, социально-стрессовых расстройств, были эффективными и нравственными людьми? Что делать, чтобы преодолеть угрозу перерождения и вымирания нашей популяции, наконец? По какой дороге идти?

Попытаемся рассмотреть эти проблемы по порядку.

Профилактика – это наука

Давайте поймем, что профилактика – это не система действий, акций, слов, призывов, и другой хаотической активности. Мода на профилактику злоупотребления наркотиков помимо позитивного общегосударственного эффекта имеет и негативный эффект. Мы бросились осуществлять профилактику. Это – хорошо. Но каждый понимает это по-своему. Доминирует представление о необходимости деятельности, любой, агитационной, отвлекающей, замещающей и т.д. Правильно ли это? Конечно, правильно, но только с одной стороны. Пора проснуться нашей  науке.  Нам нужна концепция человека. Позволю себе процитировать вслед за Ролло Мэйем Макса Шеллера: «Никогда человек не был большей проблемой для себя, чем сейчас. У нас есть научная, философская и теологическая антропология, и они ничего не знают друг о друге. Следовательно, у нас больше нет сколько-нибудь ясного и последовательного представления о человеке. Растущее число отдельных наук, занимающихся изучением человека, только еще больше запутывают и затемняют дело, а вовсе не разъясняют нашу концепцию человека». Применительно к профилактике добавлю, что у нас есть еще и психология, наркология, психиатрия, психотерапия, педагогика, социология, культурология и эти науки тоже ничего не хотят знать друг о друге. Большинство представителей этих наук, за очень редким и прекрасным исключением, занимаются тем, что продолжают упрямо отстаивать только то, что они знают, только тот методологических аппарат, которым они владеют. Нам просто необходимо вырываться из плена собственной ограниченности.

Позволю себе еще  цитату Р. Мэя: «…Когда культура бьется в конвульсиях переходного периода, индивидуумы в обществе страдают от чувства духовного и эмоционального крушения. Когда люди обнаруживают, что привычный образ мысли больше не обеспечивает им чувство безопасности, они либо уходят в догматизм и конформизм, переставая осознавать происходящее, либо вынуждены бороться за более высокий уровень самосознания, который позволит им принять их существование с опорой на новые основы».

Итак, для каждого человека сегодня главное заключается в том, что ему «случилось существовать в данный момент, в этом времени и пространстве» и его проблема состоит в том, как ему осознать этот факт и что с этим делать. 

Поэтому основная проблема – это помощь человеку по дороге осознания себя и своего  жизненного смысла. Помощь человеку, идущему по пути формирования самосознания важна на каждом этапе его жизни. Будь то еще ребенок, уже родитель, учитель или педагог-психолог. Нам важно мастерство процесса поиска себя в лабиринте сегодняшнего времени и пространства. При этом мы не можем «знать» или «узнать» путь самоидентификации, мы можем лишь идти по пути осознания. Высоко профессиональный проводник по этому пути, с помощью которого человек сможет ощутить прошлое как ценнейший багаж, будущее, как дорогу в гору и настоящее, как наиценнейший момент бытия,  – вот важнейшая задача специалиста в области профилактики.

Мы не можем ограничиваться ни одним типом программ. Будь то информационные, программы когнитивного или эмоционального развития, программы формирования жизненных навыков или альтернативной активности. Это не значит, что мы не должны их проводить. Важно, что мы не должны ограничивать свое понимание  профилактики процессом проведения программы. Однако программы должны существовать, разрабатываться и профессионально проводиться, и я сейчас приведу те признаки, которые позволяют оценить разрабатываемую программу наиболее высоко. Вот они:

1. Наличие концептуальной основы и ее адекватность современным направлениям профилактики

2. Четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы.

3. Направленность на усиление протективных  и адаптационных факторов и уменьшение факторов риска

4. Основная цель - направленность на работу со всеми ПАВ

5. Развитие ресурсов личности

6. Развитие социальной среды:  включение модулей для родителей,  учителей, воспитателей, соответствующих тематике подростковых программ, чтобы инициировать внутрисемейное обсуждение и выработку четкой внутрисемейной политики.

7. Формирование эффективных стратегий поведения

8. Применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.

9. Соответствие возрастным категориям.

10. Сопровождение в СМИ.

11. Содержание блока правового регулирования – повышение правовой компетентности.

12. Привлечение общественного внимания к проблеме.

13. Возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений на другие группы населения.

14. Долгосрочность, цикличность программ, повторяющееся воздействие.

15. Интенсивность и четкий алгоритм.

16. Учет местной специфики.

17. Развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение.

18. Мониторинг и контроль над эффективностью программы.

19. Конкретность формулировки ожидаемых результатов

20. Оправданность экономических затрат

Профилактика – это процесс формирования ресурсов личности и среды, а также эффективного личностно-средового взаимодействия

Крылатое выражение «Человек рожден для счастья, как птица для полета» можно, не опровергая его все же перефразировать в контексте нашей проблемы так: «Человек рожден для стресса также как и стресс необходим человеку». Стресс – это триггер побудительной силы, основа мотивации к существованию. Его преодоление порождает действие, жизнь. Однако не умение совладать со стрессом порождает болезнь, саморазрушение, зависимость от наркотиков, алкоголя или какую-либо из других форм зависимости, которых год от года становится все больше и больше.

Если мы хотим заниматься профилактикой всерьез и действительно хотим, чтобы она была эффективной, мы будем помогать человеку находить в себе и развивать свои персональные ресурсы. Этим мы обеспечим не только эффективность, но и универсальность профилактики. В противном случае нам никогда не справиться с тем, что, уменьшая в популяции потребление алкоголя, мы неизбежно увеличиваем потребление наркотиков или наоборот, а, снижая и то и другое, мы увеличиваем количество суицидов, неврозов и психосоматической патологии. Это – не простые качели. Это результат непонимания того, что профилактика – это, прежде всего процесс формирования эффективного и адаптивного для человека стресс-преодолевающего поведения. Для того чтобы быть успешным и здоровым, надо иметь развитые ресурсы.

Что это такое – ресурсы? Ресурсы – это определенные способности, знания и умения человека, позволяющие ему эффективно справляться с требованиями среды (умение понимать ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих, нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом, сформированная в соответствие с возрастом  позитивная самооценка, умение понимать и эмоционально сопереживать ближнему при сохранения четкого понимания, что у каждого – свой путь и свой выбор и каждый человек индивидуален и не похож на других). Иными словами ресурсы личности – это все те психологические основания, которые позволяют человеку без страха встречаться с жизненными трудностями, не стремиться избегать их, а разумно разрешать проблемы, пользоваться помощью и поддержкой окружающих. Те же основания, которые позволяют использовать помощь, психологическую и фактическую поддержку окружающих называются ресурсами среды. К примеру, семья – это ресурс социальной среды. Однако ресурсом она может быть в том случае, если члены ее не мешают развитию человека, не противоречат его логике, а являются опорой, а взаимодействия между членами семьи порождают мотивацию к здоровому существованию, иными словами, если члены семьи взаимодействуют таким образом, что каждому из них хочется жить, развиваться, общаться с людьми и друг с другом и радоваться этому взаимодействию.

И вот перед нами открывается целый пласт неразрешенных проблем семейного взаимодействия и воспитания. Именно из семьи все и начинается. И здесь тоже очень важно не совершить методологическую ошибку, не скатиться  от профессионализма к бытовым стереотипам и не пожелать или того хуже потребовать от родителей «хорошо воспитывать детей», не разводиться, не ссориться, не употреблять в семье алкоголь и наркотики. Если все было так просто. Научные исследования проблемы семьи продвигаются вперед с большим трудом. Тому много причин, но одна из них, важнейшая, это то, что нам, людям, порой трудно бывает абстрагироваться от собственных стереотипов сознания и бытия. До тех пор, пока человек рождает человека, мы будем, пробираясь через заросли защитных механизмов, мифов и стереотипных знаний, изучать неисчерпаемый мир семьи, для того, чтобы облегчить человеку его социальное рождение, его путь к аутентичному существованию.

Но не только семьей ограничивается возможная социальная поддержка – друзья-сверстники, значимые другие. Это целый мир, который также как и семья имеет два лица и два начала – созидающее и разрушающее. Очень тонок и незаметен тот рубеж, перейдя через который, созидание становится разрушением. Так мы прикасаемся к особой науке взаимодействия человека с человеком в сфере понятия профилактики.

В задачу профилактики входит обучение эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться, мыслить, решать повседневные  жизненные задачи и действовать в экстремальных ситуациях.  Все это, а также развитие способности понимать, проявлять и владеть своими эмоциями формирует устойчивость человека к стрессу, а стало быть, дает возможность осуществлять осмысленный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением наркотиков или выбора жизненного стиля, формирует здоровье.

Совершенно очевидно, что мало чего добьется наша профилактика, если она будет направлена только на подрастающее поколение. Необходима работа не только с членами семьи, но и с учителями, направленная не только на получение ими определенного минимума профилактических знаний, но и на осознание ими своих личностных и профессиональных смыслов, своих ресурсов и поведения. Все это необходимо для обновления и укрепления связей между поколениями, восстановление важного диалога, только через который мы можем сохранить и взрастить свою нравственность, свою человеческую позицию.

Профилактика – это программы альтернативной активности

Программы альтернативной активности молодежи – это не просто кружки, клубы, детские театры, дискотеки и занятия спортом. Это – прежде всего психологический контакт между детьми и взрослыми в особых ситуациях совместной и групповой деятельности. Не следует к этому относиться слишком просто. Все это должно создаваться и формироваться, прежде всего, для того, чтобы дети и взрослые учились понимать друг друга, совместно работать и уметь видеть и ценить каждый момент своей жизни. Не вдаваясь в теоретический анализ важности формирования в такого рода программах экзистенциальной составляющей развития человека, просто приведу строчки из дневника одной участницы похода клуба путешественников Зюйд – Вест. «Наши походы – это время, когда мы учимся понимать друг друга, преодолевая усталость и раздражение, боль и печаль, собственные и чужие слабости, когда понимаешь, что человек – это огромная, великая ценность со всеми своими печалями и горестями, ошибками и «занудством», просто потому, что он – человек и может бесконечно меняться в направлении «друг к другу», от «простого к сложному», от «низшего к высшему». Наши походы – это та точка бытия, которую ты видишь, слышишь и ощущаешь. Каждый пронизанный солнцем лист, каждый шорох, каждый еле уловимый запах леса, поля, земли, дождя, пыли, - все говорит тебе « Я есть и ты есть, сейчас, сегодня, а не вчера и не завтра, и этот миг катастрофически конечен и волшебно бесконечен ».

Профилактика – это работа с мотивацией

Для того чтобы не употреблять наркотики и не сгибаться под давлением социального и психологического стресса надо иметь веские основания. Совершенно недостаточно просто понимать, что не следует разрушать себя. А почему бы не попробовать? Для того чтобы серьезно не желать саморазрушения необходимо очень сильно хотеть жить, развиваться, быть здоровым, продуктивным. Для этого следует знать радость от процессов самосозидания и созидания вообще. На этой основе и зиждется работа с мотивацией. Следует сразу сказать, что направление исследования мотивации к здоровью – это очень юное направление научных исследований и практических воплощений, у которого еще все впереди, однако пионерами-исследователями этого направления Джеймсом Прочаской и Карло ДиКлименте выделен ряд условий, которые должны быть соблюдены в процессе мотивационной работы.

Первое условие – повышение осознания. Это наиболее широко используемый путь изменения, который был впервые описан З.Фрейдом, утверждавшим важность процесса осознания бессознательных процессов, психических травм, оставивших свой след, скрытых чувств и мыслей, получение информации относительно проблем.

Следующее условие – это социальная поддержка, поддерживающие отношения. Изменение себя означает собственные попытки модифицировать свое поведение. Однако важно избежать устаревшего мнения о том, что менять себя человек должен в одиночку. Поддержка может исходить от друзей или членов семьи, тренинговой группы. В любом случае поддерживающие отношения должны обеспечивать заботу, понимание и принятие. Помогать – это не просто. К сожалению, многие люди не обладают даже простейшими навыками помощи, такими как выслушивание и рефлексия, однако именно это способствует позитивному стремлению к развитию и здоровью.

Высвобождение эмоций – это важный инструмент помощи человеку в осознании собственных защитных механизмов против изменений. Высвобождение эмоций происходит параллельно процессам осознания, но работает на более глубоком, чувственном уровне. Более известное как катарсис, высвобождение эмоций – это яркое, часто внезапное эмоциональное переживание, связанное с различными проблемами. Это -  очень энергетически мощный процесс. Высвобождение эмоций часто происходит в результате реальных жизненных переживаний. Очевидно, что предпочтительно вызывать эмоции с помощью специальных методов в процессе профилактического тренинга.

Профилактика это – работа в группе

Несмотря на необходимость развития различных форм и методов профилактики, основным из них является работа в группе, которая имеет особые эффекты. По словам Ирвина Ялома межличностные отношения в группе имеют ключевой характер для процесса изменений. По настоящему эффективная группа обеспечивает арену для свободного взаимодействия людей друг с другом, помогает им понять, что в этом взаимодействии идет не так, и, в конечном счете, изменить свои дезадаптивные паттерны. Любая из форм групповой работы может быть более эффективной за счет фокусирования на межличностном процессе. Понимая важность и сложность этого, мы сможем научиться отличать видимую эффективность профилактической программы от истинной, чтобы не принимать одно за другое. Главное понять, что профилактическое воздействие должно вызывать значимые позитивные личностные изменения. Это в особой степени относится к проблеме подготовки специалистов в области профилактики.

Профилактика – это подготовка кадров

Важнейшая, но практически не решенная проблема в нашей стране – подготовка и отбор профессиональных специалистов в области профилактики.  Это связано с тем, что техники работы с группой и в целом профилактическое воздействие - очень сложный и изощренный процесс. Однако, согласимся с мнением И. Ялома, что, «когда изучающие эту тему овладеют ими и поймут, как модифицировать их применительно к отдельным ситуациям, они овладеют умением моделировать форму групповой работы, эффективную для любого контингента, в любой данной обстановке».

Вопрос особой важности – это вопрос о личностно-профессиональной подготовке специалиста в области профилактики. Очевидно его особое влияние на мировоззрение и поведение тех, кто с ним работает. Поэтому необходимость не только информационной, но и глубокой групповой психотренинговой работы в процессе подготовки кадров очевидна. В конечном счете, необходима разработка и проведение специальной учебной программы, учитывающей все нюансы и всю ответственность специалиста-профессионала.

Все выше сказанное – далеко не все. Это – лишь некоторые мазки, подготовка к картине, которую обязательно следует нарисовать для того, чтобы разобраться в происходящем и грядущем процессе нашего воздействия на людей, имеющего целью предотвращение зависимости от наркотиков, других психоактивных веществ, формирование здорового, эффективного, а, главное, позитивного в отношении к людям и миру образа жизни.

 

 

  Copyright © 2000-2002  Фонд СПП / ННЦН ОП 23/04/03